ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ 21 ВЕКА

Современная система образования предусматривает активное внедрение проектно-ориентированного метода обучения не только в основной учебный процесс, но и в целях формирования профессиональной подготовки обучающегося. Проектно-ориентированное обучение позволяет повысить активность и самостоятельность обучащихся при проектной работе, развивать умение эффективно работать в группе.
На кафедре «Фармакогнозия» в 2022-2023 учебного года в дисциплину «Фармакогнозия» внедрили проектно-ориентированное обучение к следующим группам по образовательной программе «Фармация» В-ФҚА-01-20, В-ФҚБ-01-20, В-ФҚА-02-20, В-ФҚБ-02-20.
В ходе работы над проектом студенты были разделены на малые группы и определены темы для изучения. Была определена задача каждого участника группы. Были назначены руководители каждой группы, а преподаватель выступил консультантом проекта. То есть в качестве лидеров отбирались активные студенты, обладающие лидерскими качествами.
Возможности и практическая значимость использования этих методов в системе высшего образования рассмотрены на примере обучения студентов образовательной программы «Фармация».
Задания, выполняемые участниками проекта (студентами), распределялись с помощью матрицы распределения ответственности за проект. Диаграмма Ганта была создана для оптимизации управления проектами. На диаграмме показаны работы, проводимые в рамках проекта и сроки их выполнения.
Также студенты получили специальные консультации от начальника отдела дистанционных образовательных технологий Халметовой Шахнозы Абдулакимовны по использованию доски Trello, программы, позволяющей эффективно управлять проектной работой и использовали ее в своих проектах.

В настоящее время доска Trello является одной из популярных систем, позволяющих управлять проектной работой и рабочими процессами онлайн. Эта система создана по японскому принципу управления, основанному на внедрении «точно в срок» и равном распределении задач между участниками проекта. Доска позволяет добавлять файлы, списки дел и многое другое для облегчения командной работы. Позволяет делать много работы. После получения программы студенты вносили свои проектные работы в доску Trello.

Во 2-м семестре 2022-2023 учебного года студенты продолжили работу по проектно-ориентированному обучению.
14 марта и 20 марта 2023 года кафедра провела промежуточный отчет по программе проектно-ориентированного обучения.

13 и 14 апреля 2023 года в рамках VI-й Центрально-Азиатской международной научно-практической конференции по медицинскому образованию «Фармация – двежение вперед!», приуроченной к 20-летию школы фармации в Медицинском университете Караганды студентка В-ФҚБ-01-20 группы Серикбаева Мерей Дарханкызы представила свою работу и была награждена дипломом II степени и номинирована за лучший доклад. Дипломом III степени награждена студентка В-ФҚБ-02-20 группы Райымова Кызжибек Абдурашидовна. Они выступили на международной студенческой научно-практической конференции с результатами проектов по направлениям проектно-ориентированного обучения.

25 апреля 2023 года прошла международная научно-практическая конференция молодых ученых «Наука и молодежь: качество медицинской помощи и медицинская грамотность», организванная управлением научно-клинической работы, докторантуры и магистратуры АО «ЮКМА» и Казахстанским медицинским университетом «ВШОЗ». Студенты 3 курса по образовательной программе «Фармация» Раймова К.А., Избан А.М., Аскербек А.Б., Мейрбекова А.С., Кобей Б.Е., Есенали С.Г. выступили с докладами на конференции, посвященной к Дню науки и защитили результаты проектов по направлению проектно-ориентированное обучение. По итогам конференции студентка В-ФҚБ-02-20 группы Райымова Кызжибек награждена дипломом II степени.
10, 12 мая 2023 г. при участии профессоров и преподавателей кафедры «Фармакогнозия», и студентами груп В-ФҚА-01-20, В-ФҚБ-01-20, В-ФҚА-02-20, В-ФҚБ-02-20 по ОП «Фармация» были заслушаны последний итоговый отчет учебных групп о выполнении проектных заданий в проектно-ориентированном обучении. Проведение итогового отчета, промежуточный отчет о проделанной работе и презентация на кафедре были представлены.

В ходе итогового отчета студенты докладывали о том, что на первом этапе исследования был проведен обзор данных литературы и Scopus, Web of Science, Google Scholar и др. показали, что по исследуемой тематике велся патентный поиск с помощью международных научных баз данных.
На втором этапе студенты проводили макроскопический и микроскопический, а также товароведческий анализ на основе методов, перечисленных в Государственной фармакопее Республики Казахстан, и определяли анатомо-морфологические особенности и количественные показатели исследуемых объектов.
На следующем этапе студенты провели фитохимический анализ - качественное и количественное определение биологически активных веществ, содержащихся в лекарственных растениях. Метод качественного определения осуществляли с помощью общих групповых реакций и метода ТСХ. Количественный анализ определяли инструментальными (ИК-спектроскопия, ФЭК), гравиметрическими и титриметрическими (перманганатометрия) методами.
Все исследования проводились на кафедре фармакогнозии и лаборатории «Научные исследования лекарственных растений».

В ходе заключительного доклада заведующая кафедрой «Фармакогнозия», и.о. профессора, к.фарм.н., Орынбасарова К.К. и старший научный сотрудник лаборатории «Научные исследования лекарственных растений» Кемельбеков У.С. высказали свое мнение и дали положительные оценки.

Также руководителями проекта являются старший преподаватель Ибрагимова З.Е., Абдикадыр Н.М., Омирбек Н.А. Они подчеркнули, что в ходе проектной работы у студентов развивалась поисковая способность, то есть умение работать с литературой (выбор необходимой информации), умение составлят планы, навыки ведения учета. И исследовательские способности, аналитическое мышление, анализ проблемных ситуаций, анализ результатов, умение делать выводы, работа с MS Excel, работа на доске Trello, креативность (оформление презентаций и т.д.), защита доклада в аудитории и т.д. Они подчеркнул, что многие навыки были развиты.
В заключении сделан вывод, что внедрение проектно-ориентированного обучения в учебный процесс кафедры способствует накоплению опыта работы студентов в коллективе, позволяет значительно ускорить учебный процесс, оживить научно-исследовательскую работу студентов.

22.05.2023, 18:11
722 просмотров